«БЕЗ ХОРОШИХ ОТЦОВ, НЕТ ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ»
«Современное отцовство: ресурс, предназначение, ответственность» — эта тема прошедшего на базе школы №4 п. Карымское пятого районного родительского собрания. Оно, как это понятно из темы, было посвящено роли отцов в воспитании подрастающего поколения.
Затаив дыхание, родители с особым вниманием и трепетом прослушали стихотворение, посвященное отцам, которое прочитала воспитанница детского сада «Сказка» Мария Вахминцева.
Открывая родительское собрание, председатель Комитета образования администрации МР «Карымский район» К.С. Евдокимов поприветствовал всех участников столь представительного собрания и наградил особо отличившихся отцов в деле воспитания и оказания практической помощи образовательным учреждениям. Вот их имена:
В.Ю. Апрелков, В.В. Закордонец, А.В. Атнашкин, Ю.Ю. Варламов, А.С. Федоров, В.В. Кайдалов, А.А. Ромашов, Е.С. Бурдуковский, В.В. Сучков, В.Н. Мальцев, П.В. Поспелов, П.С. Савончик, А.В. Петров, Р.Н. Вафин, А.А. Терещенков, Н.В. Татауров, А.В. Туркин, А.А. Болотов, К.Л. Юрчишин, С.И. Арсентьев, И.И. Яхнив, А.А. Липатов, А.А. Клепцов, С.В. Пешков, Э.Н. Линтроп, К.С. Евдокимов, И.П. Кулик, А.Г. Плотников, С.Б. Вахминцев, И.Н. Бояркин, А.В. Кузнецов, Р.В. Бронников, И.С. Забелин, А.С. Дрибас, М.П. Морозов, М.С. Бельвенцев, А.М. Сухих.
В своем докладе он охарактеризовал современное состояние системы образования Карымского района. В частности он сказал: «Сегодня на территории Карымского района проживает 36 тысяч человек, из них несовершеннолетних детей — 9500.
Муниципальной системой образования охвачено 6229 человека, из них дошкольников – 1577, школьников – 4652 человека.
На 1 декабря 2017 года в районе осуществляют свою деятельность 28 образовательных учреждений – 10 дошкольных, 15 общеобразовательных и три учреждения дополнительного образования.
На протяжении последних семи лет под пристальным вниманием государственной власти и общества находится проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. Хочу отметить, что с начала исполнения майских указов Президента РФ и до настоящего времени количество мест в детских садах на территории Карымского района увеличилось более чем на 600. Сегодня в Карымском районе в очереди на получение места в дошкольные учреждения зарегистрировано 539 детей. Особо остро данная проблема стоит в п. Дарасун и п. Карымское.
Тем не менее, проблематичным остается тот факт, что ежегодно в первый класс поступает до 40% детей, вообще не имеющих дошкольного образования, что негативно отражается на результатах работы начальной ступени школы. И здесь проблема не только в отсутствии мест в детских садах, но и в нежелании или отсутствии возможности у родителей устроить ребенка в детский сад. Контингент учащихся образовательных учреждений в целом на протяжении ряда лет оставался стабильным. В сельских школах численность учащихся снижается, в поселках и в районном центре – увеличивается. Сегодня в восьми поселковых школах обучается 73% всех школьников, а в п. Карымское – 45 процентов всего контингента школьников.
Данная тенденция будет актуальна и в последующие годы, связано это, конечно, со сложными социально-экономическими условиями проживания в сельской местности, и, как следствие, в недалекой перспективе – школы п. Дарасун и п. Карымское будут углубляться в двухсменную работу. Уже сегодня доля детей, обучающихся во вторую смену, составляет 13%. А количество образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в двухсменном режиме достигло 40%.
Нельзя сегодня не сказать и еще об одной тенденции – оттока учащихся из старшей школы. Если в 2014 году выпускников 11 классов было 211, то в 2017 году уже 176. На это есть ряд причин: во-первых, уже озвученное ранее сложное социально-экономическое положение населения, во-вторых, опасение не сдать ЕГЭ, и, наконец, сама политика государства, ориентирующая на получение средне специального образования и освоение рабочих профессий. При этом, покидают школу по получению основного образования, в большей степени, учащиеся опять-таки сельских школ, в связи с чем наполняемость классов в некоторых школах района на ступени среднего образования достигает шесть человек.
Рассказывая о общем образовании, не могу не затронуть проблему обеспеченности учебной литературой. На сегодняшний день дефицит фонда учебной литературы составляет 6154 единицы, это в среднем по одному учебнику на учащегося. А вообще есть отдельные школы и классы, в которых у детей нет до половины положенных, в соответствии с действующим российским образованием, бесплатных учебников.
Эту проблему склоняют кто как может. Проблема комплексная, и связана она ни в коем случае не с бездействием министров образования всех уровней или с каким-либо решением губернатора или директора школы. Проблема, в первую очередь, в перестройке содержания, которое переживает образование. Мы живем во время перемен, появляются новые технические разработки, научные открытия, фиксируются новые исторические события. Все это должно достоверно и оперативно внедряться и излагаться в школьной учебной литературе. Наши дети должны обладать именно современными и достоверными знаниями. В один миг внести изменения в учебный материал, провести его экспертизу, издать миллионные тиражи и доставить за тысячи километров, к сожалению, на сегодняшний день, не получается. Работа по данной проблеме ведется. Создается электронная база учебников, которая позволит контролировать эффективное использование библиотечного фонда, появилась возможность использовать электронный вариант учебников, ведется работа по созданию единого учебника и уход от многообразия предметных авторских линий, активней стал использоваться обменный фонд, когда библиотекарь из одной школы заимствует свободные учебники в соседней школе.